Самоцветы и драгоценные камни Украины
Гагат - "черный янтарь" древних или "черная амбра"

   "Природа скупо дарит нас черными камнями, и лишь немногие из них привлекают наше внимание своим бархатистым или сверкающим блеском... В черном камне тона траура и смерти сочетаются со сверкающим блеском света и жизни." (А. Е. Ферсман)

   Черные непрозрачные камни, как и яркоокрашенные, бесцветные и прозрачные самоцветы, издавна привлекали внимание людей. Археологи находили черные округленные кусочки гагата, обработанные кремневым инструментом и просверленные в центре, на палеолитических стоянках в Бельгии и Швейцарии (пещера Касслерлох). В Государственном музее экспонируются гагатовые бусины 111 тысячелетия до н. э.

   Из черных благородных камней наиболее известны морион, опал, халцедон, кремень, турмалин (шерл), гранат (меланит), обсидиан, гематит и гагат. Гагат только названием созвучен агату, но ничего общего с ним не имеет, внешне он похож на гудрон или черную смолу с раковистым изломом и ярким блеском. Известно, что издавна, еще в глубокой древности разрабатывались небольшие месторождения этого камня в Палестине.

   Плиний Старший так писал о гагате: "Название свое имеет от места и реки Гага в Ликии... Цвету черного, ровен, пемзовиден, немного разнится от дерева, легок, хрупок... От курения оным узнается падучая болезнь. Прогоняет змей".

   Гагат на протяжении веков именуют еще "черным янтарем" (отдельные образцы его могут наэлектризовываться от трения) или "черной амброй", хотя по составу, цвету и происхождению он отличается как от янтаря - окаменелой золотистой смолы особых пород древних сосен и кипарисов, так и от амбры - воскообразного пахучего вещества, образующегося в желудке кашалота. Эти звучные названия были даны ювелирами прошлого из чисто коммерческих соображений: чтобы разжечь интерес покупателей к черному камню.

   Гагат представляет собой очень вязкую и плотную разновидность ископаемых углей. Его можно резать ножом и полировать, как прочные породы красного или черного дерева. Камень легко принимает лоск и яркий смолистый блеск с бархатистым оттенком. Потускневшее со временем гагатовое изделие достаточно потереть о шерсть - и полировка тут же восстанавливается. Для усиления блеска отполированного гагата его натирают ореховым или оливковым маслом.

   При медленном нагревании до 100-200oС гагат настолько размягчается, что его можно мять, гнуть, прессовать. Остывая, он снова каменеет. Легкость обработки и чисто-черный цвет снискали ему огромную популярность в древности, и, например, египтянки бронзовым зеркалам предпочитали гагатовые.

   Из черного самоцвета издавна делали украшения. В Херсонесском историко-археологнческом античном музее в Севастополе на витринах рядом с халцедоновыми монолитными кольцами, сердоликовыми ожерельями и подвесками можно увидеть прекрасные резные браслеты и перстни из гагата. Сделанные античными ювелирами около 2 тыс. лет тому назад, эти украшения до сих пор радуют глаз и волнуют современных модниц. Гагат привозили в Херсонес из Малой Азии, а может быть, эллинам были известны и месторождения гагата в Крымских горах.

   У мусульман огромной популярностью пользовались гагатовые четки для отсчета молитв и поклонов. Из гагата вытачивали бусы, серьги, броши и другие строгие и "траурные" украшения или различные мелкие поделки.

   Великий узбекский ученый Аль-Бируни в своей "Минералогии" (XI в.) писал о гагате следующее: "Этот камень не принадлежит к числу драгоценных камней, и бусы из него - самые низкосортные, так что их надевают на шею и ослам. Знатные люди делают из него иглы для сурмления глаз... По-персидски он нарывается шаба; это камень густо-черного цвета; глянцевитый, очень мягкий и легкий; он горит в огне, я слышал, что он воспламеняется, когда его нагревает солнце, и от него исходит запах нефти".

   Из арабской рукописи XVII в. узнаем, что у арабов гагат обозначал "черный янтарь", который "...легок, в воде не тонет... Если повесить его у колыбели против детского лица, то он имеет свойство придавать синим глазам ребенка черный цвет". Считалось, что гагат способен укреплять зрение и оберегать от "сглаза". В древности им пытались лечить эпилепсию и истерию, снимать головную, зубную боль и пр.

   Древние англосаксы приписывали гагату девять магических свойств: сохранять владельца от урагана, злых духов, отравы, одержимости демонами, болезней, колдовства, телесной слабости, змеиных укусов и от "дурного глаза". В Ирландии гагатом окуривали помещения, чтобы отогнать колдунов и привидения.

   В средние века основными центрами добычи и обработки гагата являлись католические европейские страны - Франция, Испания и Англия (Йоркширское побережье). Здесь из "черного янтаря" изготовляли крестики, распятия, четки и другие церковные атрибуты. В XIX веке большая часть мировой добычи гагата приходилась на месторождения Астурии (Олес, Аргуеро, Вильяверде) в Испании и Вайтби в Англии. И до сих пор здесь добывают "черный янтарь". Например, в Аргуеро существует несколько кустарных мастерских, где из гагата делают четки, бусы и некоторые другие предметы. На месторождениях Олес добыча гагата я 1973 г. составила 50,9 т. Изделия из астурииского гагата экспонируются во многие страны мира.

   Такой же камень под названием "гишер" (по-армянски - ночь) издавна добывали на Кавказе. И действительно, гагат черен, как южная безлунная ночь. До недавнего времени его добывали в окрестностях Кутаиси, в Гелатско-Ткибульском каменноугольном бассейне Грузии. И поныне здесь существует гагатовый промысел. Ювелирные изделия из гагата пользуются повышенным спросом в Тбилиси.

   В Польше для ювелирно-поделочных работ используют местный гагат под названием джет, из него даже режут камеи. Гагатоиодобный сапропелитовый уголь известен также в Иркутском угольном бассейне. Из здешнего черного камня делали пуговицы, бусы, мундштуки, резные пластинки и мелкие поделки.

   Незначительные проявления гагата (гумолита) зафиксированы геологами в бурых углях Великого Раковца в Закарпатье, а также в Северной Фергане.

   Еще в 20-х годах XIX столетия в Горном Крыму, на берегу одного из притоков р. Качи, было открыто Бешуйское месторождение каменного угля, который своим происхождением обязан растениям. Он как бы аккумулировал в себе солнечную энергию, запасенную ими в процессе фотосинтеза.

   В природе существуют разнообразные виды углей, образовавшиеся многие миллионы лет назад из древних растений. Среди них встречаются и поделочные разности, например уголь-антрацит черного цвета с золотистым или стальным оттенком.

   Дерево только при особых условиях может окаменеть и заместиться различными минералами. Чаще всего растительные остатки превращаются в торф или уголь: в илистых осадках лагун и болот они подвергались атакам вездесущих микроорганизмов, сверху накапливались толщи песков и глин. И, наконец, глубоко под землей в условиях повышенных температур и давлений завершалось превращение древесных остатков в особую горную породу - каменный уголь.

   Около 150 млн. лет назад, когда еще подземные силы не вздыбили нынешние гряды Крымских гор, здесь, во влажной и теплой местности, произрастали хвойные, цикадовые и гинкговые леса, а по заболоченным берегам рек и озер бурно разрастались хвощи и папоротники. Среди дремучих зарослей встречались растения фантастической формы - клубневидные стволы, напоминающие огромные брюквы, были покрыты яркими цветами и перьевидными листьями.

   Не было слышно пения птиц - их тогда еще просто не было. Высоко к солнцу тянулись ветвистые стволы гинкго с веерообразными листочками. В лесах юрского периода впервые на Земле появился красавец тис. Через миллионы лет потомки этих растений чудом сохранились до наших дней о укромных уголках Горного Крыма. Ныне тис - живое чудо природы, "мамонт" крымского леса - охраняется государством. Это самое долголетнее растение в нашей стране, оно может жить до 4 тыс. лет. Из других хвойных в юрских лесах произрастали гигантские секвойи и араукарии. Из древесных остатков былых лесов образовались некоторые каменные угли.

   Древесина в процессе окаменения может замещаться не только различными самоцветными минералами, но и смолистым углем, очень плотным и вязким. В результате битуминизации стволов и ветвей вечнозеленых араукарий и возник гагат, поэтому его иногда называют араукаритом. Эти деревья, некогда широко распространенные на Земном шаре, ныне произрастают лишь в тропических лесах Бразилии и Чили, Австралии и островов Тихого океана.

   Ветви и ствол араукарии, имеющий длину до 60 м и толщину 1,5 м, так густо усажен колючими листьями, что ее называют "деревом, на которое не садится птица". Свое родовое имя араукария чилийская получила по названию воинственного индейского племени арауканов, оказавших стойкое сопротивление испанским захватчикам-конквистадорам. Семена этого дерева индейцы размалывали в муку и употребляли в пищу. Местные жители бразильского штата Парана, "пиньейро", ценят пиньо-де-парана (араукарию) за прочную древесину, благовонную смолу и эфирное масло. Один экземпляр этого реликтового растения мезозойской эры вот уже сто лет растет в Алупкинском субтропическом ландшафтном парке на Южном берегу Крыма.

   Вследствие неоднократных отступаний юрского моря и последующих перемещений пластов пород угленосная свита настолько разрушилась, что выходы ее на поверхность сохранились лишь в виде незначительных пятен и полос на северном и южном склонах Крымских гор. Гагат изредка находят в окрестностях Гурзуфа, Балаклавы, а также в Восточном Крыму, близ Нового Света и на мысе Киик-Атлама, откуда он переносится морским прибоем до пляжей Коктебельской бухты.

   Но практический интерес представляет только Бешуйское месторождение каменного угля. В начале XX века началась его разработка, но с 1949 г. она была прекращена из-за низкого качества угля, который не идет ни в какое сравнение с донецким. Заброшенные угольные копи расположены в лесистой долине горной речки Чуюн-Илги на территории Крымского заповедно-охотничьего хозяйства. На месте старых выработок и штолен сохранились отвалы пустой породы, в которой неравномерно распределены куски гагата. Ориентировочно запасы его только в отвалах оцениваются в несколько сот тонн. Средний размер обломков составляет пять сантиметров, но изредка попадаются и крупные куски, до полуметра в поперечнике, гудроноподобного вида с сохранившимися остатками ребристой коры древних араукарий.

   Из крымского гагата делают сувениры и ювелирные вставки в серьги, перстни, запонки. Он хорошо сочетается с пестроцветными яшмами, халцедонами, мрамором, кальцитом и пиритом. Особенно эффектны пробные сувениры из бешуйского гагата и золотисто-желтого пирита из габбро-диабазов и роговиков Аюдага. Из гагата можно вырезать рельефные вставки-камеи для брошей и перстней.

   Художественные изделия из гагата - "черного янтаря" древних, священного камня католиков и мусульман, можно увидеть в музеях Москвы, Тбилиси, Киева и Крыма. Оказывается, таинственный "черный янтарь" древних имеет вполне земное происхождение, и в бывшем амулете не остается ничего сверхъестественного, загадочного. Мы видим в нем лишь красивое творение природы, обработанное умелыми руками мастера.

   В погоне за яркими и прозрачными самоцветами наши ювелиры сегодня проглядели благородный черный камень Украины, будто впитавший в себя всю красу черной ночи на Днепре.