Самоцветы и драгоценные камни Украины
Агат - один из самых привлекательных самоцветов Украины

   Агаты - разноцветно-полосчатые или прихотливо-узорчатые разности полупрозрачного халцедона. Полагают, что название камень получил по маленькой речке Агатос (ныне Дирилло) на острове Сицилия, где еще за 300 лет до нашей эры его добывали древние римляне и греки. В 1969 г. геммолог Е. Сарофим высказал предположение о более раннем происхождении слова "агат", которое связывают с арабским названием долины близ Медины "Акик" (буквально - волосы новорожденного младенца). Арабы, персы, афганцы халцедон, сердолик, агат и оникс называли до позднего средневековья одним словом - акик (хакик или хакык).


Агат. Кизиловка, Крым, Украина. Размер образца 6х7 см. Фото: © А. Евсеев

   Полосчатость агатов образована перемежающимися слойками халцедона различной толщины (от микрона до нескольких миллиметров), которые разнятся окраской, густотой тона, степенью просвечиваемости и пористостью. Если слои на изломе или в срезе камня расходятся зигзагообразными или концентрическими линиями, то он называется просто агатом. Самоцветы с прямыми, параллельными друг другу полосками именуются ленточными агатами или ониксами (от греческого "онис" - ноготь). Действительно, присмотритесь к своему ногтю - вы увидите белый и розоватый слои. Аль-Бируни трехслойный оникс образно сравнивал с белыми зубами меж темно-розовых губ.

   Плиний Старший в "Естественной истории" писал: "Агат был в большом уважении... Он полезен от ужа-ления пауков и скорпионов, утоляет жажду. Волхвы мнили, якобы агат способствовал также к отвращению бурь и делает атлета непобедимым". Арабы называли оникс "эль джазо", т. е. печальный, может быть, поэтому легенды приписывали ему зловещие свойства.


Халцедон почками, Краматорск, Донбасс, юго-восток Украины, СНГ.
Альбом фото, Донбасс, минералы (19 октября 2011 г., 12:24).


Халцедон по кораллам, Краматорск, Донбасс, юго-восток Украины, СНГ.
Альбом фото, Донбасс, минералы (15 февраля 2013 г., 12:04).


Халцедон по морским лилиям, Краматорск, Донбасс, юго-восток Украины, СНГ.
Альбом фото, Донбасс, минералы (21 сентября 2012 г., 10:42).

   Греки, грузины и армяне болез благосклонно относились к агатам. Считалось, что оникс может обнаруживать только чистый сердцем и безгрешный в мыслях человек. В Индии считали, что ношение оникса на шее охлаждает любовный пыл. У многих народов существовало представление об ониксе, как о камне, вызывающем разлад у влюбленных.

   В одном из американских музеев хранится древний шумерский топор из оникса, предназначенный для религиозных обрядов в честь Адада - бога погоды, громовержца. У древних, видимо, клиновидные камни и топоры ассоциировались с ударом молнии и раскатами грома. Индейцы штата Орегон (США) называют агатовые шаровидные конкреции "громовыми яйцами". И в раннем средневековье в Европе агатам приписывали способность отвращать молнии, считали также, что обладание этим самоцветом делает человека приятным для окружающих, а его слова - более убедительными.


Агат. Южный карьер Курцовского м-ния диабазов и диабазовых порфиритов (близ с. Украинка,
к Югу от г. Симферополь, континентальный Крым, Украина). Образец и фото: © Д. Новотарский.
Агат - признак высокой температуры первичных водных растворов при извержении вулкана


Сиреневый аметист - признак вторичной активной среднетемпературной вулканческой деятельности
Агат, аметист. Южный карьер Курцовского м-ния диабазов и диабазовых порфиритов (близ с. Украинка,
к Югу от г. Симферополь, континентальный Крым, Украина). Образец и фото: © Д. Новотарский.

   Агат и оникс служили человеку еще во времена древнейших цивилизаций мира, существовавших в Египте. Двуречье и долине Инда. Уникальная коллекция цилиндрических резных халцедоновых печатей городов Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии, Урарту и Ирана, отличающихся красотой рисунка и мастерством тонкой резьбы, собрана в Музее изобразительных искусств в Москве (РФ) и в Эрмитаже в СПб (РФ). Самые ранние из них относятся к IV-III тысячелетиям до н. э.

   Одна из самых древних находок на территории СНГ обнаружена в Мецаморе - центре Араратской долины. В 1980 г. здесь нашли выточенную из агата лягушку с клинописью на брюшке, лапках и спинке. Член-корреспондент АН РФ прочитал одну из загадочных надписей, которая означает "один сикл", что в переводе на нынешнюю систему мер составляет приблизительно 8,5 г. Кстати, примерно столько же весит и сама агатовая находка, которая датируется концом II тысячелетия до н. э. Резную халцедоновую лягушку вместе с агатовым амулетом, гагатовым браслетом и ожерельем из разноцветного халцедона обнаружила в 1974 г. экспедиция Института археологии Украины в "Соколовой могиле" (захоронении сарматской жрицы, датируемом I в. до н. э.- I в. н. э.) в с. Ковалевка Николаевской области (Украина).

   Геродот (V в. до н. э.) сообщал, что каждый вавилонянин имел свою резную каменную печать. В Греции и Риме процветала глиптика - искусство резьбы по камню (от греческого "глипо" - вырезаю). Особенно благодатным материалом для создания резных рельефных миниатюр был оникс. Античные мастера, используя разноокрашенные слои халцедона, в резьбе по камню достигали высот живописного мастерства.

   В XVII-XVIII вв. античные резные камни вошли в моду. Их коллекционировали и платили за них большие деньги. Великий фламандский живописец Питгр Пауэл Рубенс был не только дипломатом, филологом, антикваром, но и выдающимся коллекционером живописи, скульптуры и глиптики. Его собрание древних гемм могло соперничать даже с сокровищами германского императора и французского короля. В письме французскому писателю Николас-Клоду Пейреску Рубенс признавался: "Ничто в жизни не восхищало меня так, как геммы!"

   Приобретала резные камни и Екатерина II, которая хранила их в "пустынном уголке" - маленьком музее, никому из посторонних недоступном. Российская императрица как-то писала одному из своих корреспондентов, что этими сокровищами любуются лишь она да мыши. Из этого дворцового собрания вырос впоследствии один из величайших музеев мира - Эрмитаж, название которого в переводе с французского означает "место уединения". Сто лет Эрмитаж оставался закрытым для публики, лишь в 1851 г. был открыт доступ к картинам лицам в парадной форме. Сейчас Эрмитаж стал одним из самых оживленных музеев Северной Пальмиры - места паломничества миллионов любителей прекрасного. В Эрмитаже хранится крупнейшее в мире собрание гемм - оно включает около 20 тыс. камей и инталия (от итальянского "intaglio" - резьба). В этой коллекции резных камней больше, чем в собраниях всех европейских музеев вместе взятых.

   Несколько лет назад в Эрмитаже была организована выставка камей всех времен и народов. Жемчужиной экспозиции явилась знаменитая "Камея Гонзага" размером 15x11 см. Она вырезана из трехслойного сардоникса замечательным мастером III в. до н. э. в Александрии. На ней в профиль изображены царь Птолемей П Филадсльфа ("Любящий сестру") с женой и сестрой Арсиноей. Они как бы дополняют друг друга, олицетворяя мужское и женское начало. Длинна и запутана история этой камеи, неоднократно переходившей из рук в руки. В середине XVI в. она была в сокровищнице дворца герцогов Гонзага в Мантуе (Италия), затем ею владели австрийцы, потом она снова попала в Италию и, наконец, Наполеон увез ее во Францию. В 1814 г. в Париже его жена Жозефина преподнесла камею в дар Александру II, который приказал хранить ее в Эрмитаже.

   Всемирной известностью пользуется также "Великая камея", вырезанная в I в. н. э. на разноцветном ониксе размером 31x26 см. На ней изображена сложная композиция из 20 фигур - римские императоры Тиберий и Август, их свита и попавшие в плен "варвары" - мужчины и женщины. Удивительная, просто детективная история этой камеи с 324 г. до наших дней занимательно рассказана А. С. Варшавским в книге "Пелика с ласточкой".

   О сицилийских агатах есть древние письменные упоминания. Так, в III в. до н. э. по приказу правителя сицилийского города Сиракузы было построено судно-дворец "Сиракузянка". Спуском его на воду руководил знаменитый Архимед. Сохранилось описание этого корабля: "Все помещения имели пол, выложенный мозаикой из разноцветных камней, изображавших весь миф „Илиады"... Рядом с садами, орошаемыми при помощи свинцовых труб, был покой, посвященный Афродите, где пол состоял из агатов и других прекрасных камней, какие только встречались в Сицилии".

   Агат - один из самых привлекательных самоцветов Украины. В вулканических породах Горного Крыма и Западной Волыни он встречается в виде отдельных жил или округлых и вытянутых тел. Последние обычно имеют эллипсоидную форму и внешне похожи на ядро миндального ореха, с одного конца широкого, а с другого- заостренного.

   Первоначально это были пустотки на месте газовых пузырей, быстро выделяющихся из застывающей лавы. Впоследствии, когда в слепки этих пузырей размером от 3 до 25 см в поперечнике проникали пульсирующие горячие растворы, перенасыщенные кремнеземом, в них ритмично отлагались концентрическими слоями выделения халцедона.

   Эти овальные тела геологи назвали миндалинами. Если в миндалине имеется пустота, выстланная кристалликами горного хрусталя, аметиста, кальцита, цеолитов или других минералов, то такое образование именуется жеодой (от греческого "геодес"-земляной). Академик В. М. Севергин в 1807 г. предложил именовать жеоду русским словом "шаровик". В поперечных разрезах миндалин четко видно, что халцедон отлагался слойками от периферии к центру полости.

   Прослеживаются один или несколько подводящих каналов, по которым проникали в пустоту коллоидальные подогретые кремнеземистые растворы. Геммолог Джон Раскин еще в 1865 г. заметил, что "из всех прочих камней агаты рассказывают о большей части своей прошлой истории", но нужно заметить, что эта "автобиография" еще не прочитана до конца учеными.

   В девонских базальтах Шотландии известны гигантские миндалины агата, достигающие 1,0-1,5 м в поперечнике. В палате драгоценностей Музея истории искусств в Вене хранится плоское блюдо диаметром 75 см, вырезанное из уникального монолитного куска агата.

   В срезах крымских агатов очень часто открывается изображение, похожее на очертания Крыма, которые мы видим на географических картах. В середине XX века, когда разрезали одну карадагскую агатовую миндалину, на ее поверхности обозначились не только очертания полуострова, но Перекопский перешеек, Тарханкут, Керченский полуостров и были отмечены "изобатами" даже глубины Черного моря. Как же могла возникнуть такая картина в камне?

   В миндалине было два подводящих канала для просачивающихся растворов. Сначала они поступали со стороны "Перекопа", затем открылся питающий канал на "Тарханкуте". Из растворов ритмичными слойками осаждался халцедон, а в сердце "Крыма" (на месте Симферополя) кристаллизовался кварц. Слойки сложены халцедоном и опалом белого и темно-серого цвета, а также красновато-розовым сердоликом. Карта Крымского полуострова в камне - это "шутка" коллоидных растворов и занимательная игра волшебницы-природы.

   В 1609 г. фламандский врач Ансельм Боэций де-Боодт в "Истории драгоценных камней" назвал одним из чудес света чешский агат из окрестностей Козакова, на котором можно было узнать карту Чехии того времени.

   В литературе описаны случаи, когда в срезах агата открывались настоящие живописные картины. Плиний Старший рассказал, что царь Пирр, воевавший с римлянами, имел поразительный по красоте агат, в котором "...видимы были девять муз и Аполлон, державший лиру, не искусством выделанные, но пятна сами собой от природы так расходились, что даже представляли отличающие знаки, каждой музе свойственные". Конечно, здесь не обошлось без подправки природного рисунка опытным ювелиром-камнерезом.

   В "Книге о драгоценных камнях" Могамеда Бен-Мансура (XIII в.) агат-оникс описан под названием "джеси", который "...бывает белый, черный, красный и разноцветный. Некоторые джеси испещрены полосами, другие без полос, у некоторых полосы преломлены так, что они изображают редкие виды". Д. Г. Валлериус в 1747 г. упоминал агат с изображением перехода израильтян через Красное море. Эти примеры можно продолжить. Великолепная коллекция пейзажных агатов собрана в Горном музее горного института в Санкт-Петербурге.

   Большой редкостью считаются агатовые миндалины с горизонтальной слоистостью - "минералогическими уровнями". Почти сто лет ученые пытаются понять процессы агатообразования и проникнуть в тайну слоистости халцедона. На этот счет существует несколько десятков гипотез, в лабораторных условиях научились получать агатоподобные вещества ("кольца Лизеганга"), но сущность возникновения этих самоцветов, разных по структуре и окраске, еще ждет своего первооткрывателя.

   Ониксы встречаются обычно в каменных жилах, где на месте трещин послойно откладывались из кремнеземистых растворов халцедоны разных цветов, обусловленных содержанием железистых примесей. Собственно агаты и ониксы получили различные специальные наименования в зависимости от окраски слоев или характера рисунка отполированного камня. У оникса слои четко различаются по цвету. Если молочно-белые чередуются с параллельными им голубовато-серыми, камень называется халцедониксом, красно-бурые и бурые с белыми и голубовато-белыми - сардониксом, с ярко-красными-карнеолониксом.

   Попадаются агаты с прихотливо-узорчатым строением в разрезе, характер которого и дал специфические названия: глазчатый агат, пейзажный, кольцевой, бастионный и пр. Глазчатые агаты, обычно с контрастным рисунком, чаще попадаются в мелких миндалинах и жеодах. Замечено, что чем мельче миндалина, тем плотнее друг к другу располагаются многочисленные слойки и тем эффектнее выглядит камень в срезе.

   В природе не бывает неполосатых, одноцветных агатов. Однако в литературе, особенно художественной, часто можно встретить выражения "печатки из черного агата", "черные, как агат, глаза". Попробуйте представить себе глаза в полосочку! Агат - это обязательно полосатый халцедон. Нет в природе и черного агата, есть агаты, в которых черные слои могут чередоваться с темно-серыми, белыми, красными и др. Полностью черные агаты большого размера искусственно подкрашивают.

   Иногда путают агат с черным гагатом - смолистым плотным углем, являющимся интересным поделочным самоцветом. Древние называли этот камень "черным янтарем". Агат же, к сожалению, в литературе стал синонимом черного цвета. За примерами ходить далеко не надо. Владимир Солоухин в книге "Камешки на ладони" пишет: "...каждый камешек про себя знает, что он есть отдельный, самостоятельный камешек, что он сам по себе: этот в розовых прожилках, этот прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бывает и вправду - агат". Ярко и хорошо сказано, но вот черных агатов не бывает. О. Генри в рассказе "Чья вина?" описывает, что глаза героини были "...жесткие и чернее агата".

   На вулкане Карадаг (Крым, Украина) агаты и ониксы залегают на труднодоступных утесах в ущелье Гяурбах, хребта Карагач, на границе массива Кок-Кая и Магнитнога хребта. Морской прибой подтачивает и разрушает прибрежные утесы, и тогда агатовая галька выбрасывается на берег. Местные пляжи пополняются этими самоцветами и за счет камнепадов и обвалов - из вулканических пород море вымывает агатовые миндалины.

   Самоцветами одаривают нас не только горы, но и море. У подножья Карадага в прибрежных поселках Планерское и Курортное оно так же щедро, как и в японской бухте Сасебо или на бразильском побережье. Здесь, среди обыкновенной морской гальки, может солнечно сверкнуть опал, заиграть своими узорами агат, моргнуть красным глазком сердолик или порадовать пестрым рисунком и яркой окраской яшма.

   Крайне редко в природе встречается тонкополосчатый халцедон с красивой радужной игрой цветов, не случайно его называют арлекин-агатом (агат с иризацией). Он возникает в результате медленной ритмичной кристаллизации гелей. В 1 мм иризирующего агата можно насчитать да 800 слойков. Полосочки в нем настолько плотно примыкают друг к другу, что при прохождении света через слоистую среду возникает интерференция отраженных и преломленных лучей. При повороте или легком покачивании круглоотточенного кабошона из агата по нему как бы пробегают радиально расходящиеся лучики света - камень "играет".

   В юго-западной части Горного Крыма халцедон и его разности встречаются в вулканических породах, протянувшихся полосой от горы Кременной в бассейне р. Бодрак до горы Лысой на р. Альме. Сейчас Альминским водохранилищем затоплено агатовое месторождение. У плотины и близ сел Кизиловка и Малиновка попадаются агатовые и халцедоновые миндалины. Мелкие сложены голубоватым тонкополосчатым агатом, а те, что покрупнее и неправильной формы, обычно окрашены в розоватые, голубоватые и бледно-сиреневые тона. В их срезах проявляются четкие полосчатые рисунки. Дождевыми и паводковыми водами агатовые миндалины выносятся из выветрившихся вулканических пород. Здесь чаще, чем на Карадаге, попадаются великолепные ирис-агаты, голубоватые халцедоны.

   Альминские агаты, как правило, темно-серые и голубоватые. По контрастности и красоте рисунка, образованного тончайшими полосками черного, белого и голубоватого халцедона, им нет равных в Украине. Коллекционеры заметили у них поразительное свойство - неброский узор свежеразрезанного камня со временем вдруг начинает "проявляться" и превращается в изящный и тонкий рисунок. Это можно объяснить тем, что в мельчайших порах самоцвета содержится вода, которая медленно, но верно испаряется, полосы, при этом светлеют и вырисовываются более контрастно, а рисунке проявляются новые линии, которые сначала не были заметны.

   Халцедоны и агаты вместе с цеолитами находят не только в вулканических районах Крыма, но и в базальтах Ровенской области. В карьерах окрестностей Берестовца, Рафаловки и в других местах встречаются прожилки и миндалины голубовато-серого, желтого и розового халцедона с бугристой поверхностью. В бассейне Горыни можно найти агаты с чередованием полос темно-синего сапфирового халцедона и голубого кварцина. Особый интерес представляют бастионные агаты, в которых окрашенные слои округло изогнуты и повторяют очертания стенок полости, напоминая контуры средневековых замков-крепостей. Ювелирные агаты Волыни не уступают по качеству и красоте крымским камням. Коллекционеры их хорошо знают, а вот ювелиры еще недостаточно заинтересовались этими камнями.

   Украинские художники-ювелиры и умельцы делают из агата изящные и красивые украшения. Агат не нуждается в вычурных оправах, красота камня только выиграет от изящного мельхиорового обрамления. Существует немало возможностей использовать срезы агатовых миндалин в декоративных целях.

   Медленно возрождается искусство древних - глиптика, а ведь в наше время с помощью синтетического алмаза и ультразвука из оникса можно изготовлять камнерезные изделия тончайшей работы.

   С давних времен известны приемы, позволяющие усиливать густоту окраски или менять цвет халцедоновых самоцветов. Древние греки, римляне и арабы, обжигая в глиняных горшках малопрозрачный сердолик грязно-бурого цвета, получали камень густо-красной окраски. Неделями вываривали халцедоны в специальных растворах и придавали камню желаемый цвет. Некоторые камеи античного Рима вырезаны из предварительно окрашенного оникса.

   Тончайшие слойки халцедона, из которых состоит агат, обладают разной микропористостью и структурой. Проницаемость отдельных слойков для красителей неодинакова, поэтому можно получать красивые ювелирные камни с полосками заданного цвета.

   Еще в древней Индии и Китае умели облагораживать агат, придавая ему искусственную расцветку. Сейчас известны многочисленные рецепты окрашивания агатов. При классическом (немецком) способе применяют неорганические красители (хлористую ртуть, йодистый калий, желтую-кровяную соль, азотнокислое железо и др.).

   Так называемый американский способ предусматривает использование спиртных растворов различных анилиновых красителей. Если пропитать бесцветный халцедон раствором сахара или меда, а затем медленно прокалить на огне или обработать концентрированной серной кислотой, получится камень густо-коричневого или черного тона. Если обработать агат раствором азотно-кислого железа или хромовых квасцов, а затем обжечь на огне, камень станет коричневато-красным, красным или зеленым. Для окраски полос агата в индигово-синий цвет камень опускают в раствор железисто-цианистой соли. Глубина проникновения красителей в агатовые микропористые слои невелика, поэтому рекомендуется окрашивать уже заготовленные ювелирные вставки или тонкие пластинки из халцедона.

   Однако искусственную окраску камня следует применять нечасто, да и то проявляя при этом достаточно вкуса и чувство меры. Всегда следует стремиться выявить нежную природную окраску камня, не прибегая к особой "парфюмерии". Вспомним, как противоестественно и дико выглядят прекрасные гонцы весны - белые ювелирно-изящные подснежники, окрашенные в ядовито-зеленые или марганцовисто-фиолетовые цвета.

   Излюбленные камни древних - агаты и ониксы - достойны большего внимания художников, и если к ним прикоснутся вдохновенные руки мастера, то они отблагодарят людей своей неувядающей прелестью и яркой красотой.